АННОТАЦИЯ
Настоящее издание книги „Устройство мотоцикла" является третьим переработанным
и дополненным изданием.
В книге рассмотрены общие принципы работы механизмов современных отечественных
мотоциклов и мотороллеров серий¬ного производства, а устройство механизмов
показано на при¬мерах современных конструкций.
Книга написана в общедоступном изложении и может быть использована как
учебное пособие при подготовке мотоциклистов и в учебных заведениях при
изучении конструкций отечествен¬ных мотоциклов, а также для лиц, занимающихся
самостоятельно.
ВВЕДЕНИЕ
Наряду с успешным развитием народного хозяйства СССР и быстрым ростом
различных отраслей промышленности большое развитие получила в нашей стране
мотоциклетная промышленность. В результате массового выпуска мотоциклов,
а с 1957 г. и мото-роллеров и неуклонного роста материального благосостояния
со-ветского народа мотоциклы и мотороллеры получают самое широ-кое распространение
главным образом как транспортное средство личного пользования.
Обладая большой скоростью, высокой проходимостью в различ-ных условиях,
небольшими габаритами и весом, доступные для са-мостоятельного освоения,
экономичные и неприхотливые при экс-плуатации, мотоциклы и мотороллеры
все больше и больше прони-кают во все, даже самые отдаленные, уголки нашей
Родины. Вряд ли теперь найдется районный центр или колхоз, в котором бы
не было этих машин.
Широкое распространение мотоциклов создало возможность использовать их
и для спортивных целей, для развития в стране массового мотоциклетного
спорта.
Мотоциклетный спорт — спорт смелых и технически грамотных людей. При занятиях
мотоциклетным спортом развиваются ходимые советскому человеку моральные
и физические качества смелость, упорство в преодолении трудностей, находчивость,
бы-строта реакции и ориентирования, сила, ловкость и выносливость. Осваивая
и изучая мотоцикл и мотороллер, советская молодежь приобщается к передовой
современной технике, повышает свою тех-ническую культуру, получает знания
по устройству и работе дви-гателей внутреннего сгорания, по электротехнике,
приобретает навыки по эксплуатации двигателя и электрооборудования, по
сле-сарному делу и по вождению механического транспорта.
Все эти знания и навыки позволяют мотоциклисту в случае на-добности быстро
овладеть специальностью шофера, тракториста, комбайнера и др.
Таким образом, масса мотоциклистов, и особенно мотоспортсменов,
является надёжным резервом для пополнения важных профессий в народном
хозяйчстве и Советской Армии. Мотоцикл и мотороллер - современное быстроходное
транспорт-ное средство передвижения по сухопутным безрельсовым дорогам.
Рис. 1. Основные агрегаты и детали мотоцикла:
./ — рама; 1 — двигатель со сцеплением и коробкой передач; 3 — карбюратор;
4 — вы¬пускная атруба; 5 — педаль переключении передач: б — глушитель;
7 — пружинная подвес¬ка; 8 — заднее колесо; 9 — задний щиток; 10 — седло;
It — бак; 12 — инструментальный ящик; 13 — руль; 14 — фара; 15 — передняя
вилка; IS — переднее колесо
которое приводится в движение двигателем внутреннего
сгорания, имеет одну колею с двумя колесами и может иметь боковой прицеп.
В дореволюционной России не было производства мотоциклов. Мотоциклетная
промышленность появилась в России после Великой Октябрьской социалистической
революции в результате успешного выполнения пятилетних планов.
Еще в 1924 г., когда советское государство восстанавливало свою промышленность,
группа московских конструкторов, возглавляемая
Мотоциклы М1М, К-125 и К-175.
Рис. 2а. Мотоциклы ИЖ-56 и М-72Н
инженером П. Н. Львовым, создала мотоцикл «Союз» с подрессорен¬ным
задним колесом, наклоненным вперед цилиндром двигателя и значительным
дорожным просветом (160 мм).
Большая заслуга в деле конструирования и создания советского мотоцикла
для массового производства принадлежит группе кон¬структоров, работающих
под руководством инженера П. В. Можарова.
В период 1928—1929 гг. было создано и построено пять
опытных образцов мотоциклов — ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4, ИЖ-5.
В 1933 г. было начато серийное производство мотоциклов Л-300, известных
также под названием «Красный Октябрь», а в 1934 г. однотипных мотоциклов
ИЖ-7.
В 1933 г. были созданы опытные образцы мощного мотоцикла НАТИ-А-750 с
двухцилиндровым двигателем; серийное производ¬ство этого мотоцикла началось
в 1935 г.
В этом же году было организовано производство мотоцикла ТИЗ-АМ-600 с одноцилиндровым
двигателем.
В периоде 1938 по 1941 г. были созданы и выпущены мотоциклы ИЖ-8, ИЖ-9,
Л-8, а в 1941 г. было начато производство современно¬го мощного мотоцикла
М-72, (фотография, фото на рис) серийный выпуск которого произво¬дится
по настоящее время, претерпев некоторую модернизацию.
После Великой Отечественной войны мотоциклетная промышлен¬ность получила
дальнейшее широкое развитие, увеличилось коли¬чество выпускаемых типов
мотоциклов, значительно возросло их производство и улучшилось качество.
Крупными сериями были выпущены легкие мотоциклы К-1Б («Киевлянин»), К-125
и М1А («Москва»); средние мотоциклы ИЖ-350 и ИЖ-49; тяжелые мотоциклы
М-72.
В настоящее время выпускаются следующие марки дорожных мотоциклов М1М,
К-55 и К-175(фотография, фото на рис. 2), ИЖ-56, М-72 Н (фотография, фото
на рис. 2а), М-52 и М-72 и мотороллеры ВП-150 «Вятка» и Т-200 «Тула» (рис.
3).
|