Спортивные Мотоциклы

Глава 33

Классификация мотоциклов


Мотоциклы, применяемые для спорта, делятся на группы в зависимости от вида соревнований. Они бывают:
Кроссовые — для соревнований по пересеченной местности с естественными препятствиями.
Многодневные — для многодневных соревнований на регулярность движения по дорогам с различным покрытием и без покрытия.
Шоссейные — для шоссейно-кольцевых гонок по замкнутой извилистой трассе с усовершенствованным покрытием.
Рекордные — для достижения наивысших скоростей на прямолинейных шоссейных участках различной длины.
Ипподромные — для гонок по ипподрому или стадиону с гаревым, земляным или ледяным покрытием полотна дорожки.
Для спортивных целей могут применяться как дорожные мотоциклы, приспособленные к тому или другому виду соревнований, так и специально сконструированные.
Спортивные мотоциклы должны отвечать определенным требованиям. В первую очередь они должны развивать большую максимальную скорость. Это свойство нужно всем мотоциклам, но особенно оно необходимо шоссейным и рекордным машинам. Достигается оно с помощью высокой мощности двигателя, малого веса мотоцикла и сокращения сопротивления встречного воздуха.
Сопротивление воздуха уменьшается с помощью лобовых полуобтекателей, применяемых на шоссейных гонках, и обтекателей, полностью закрывающих мотоциклы.
Повышение мощности достигается повышением степени сжатия, улучшением наполнения цилиндров, уменьшением внутренних потерь и обогащением состава рабочей смеси.
Мощность двигателя рекордных мотоциклов повышается от применения наддува, т. е. принудительной подачи горючей смеси в цилиндр.
Облегчение мотоцикла производится за счет удаления фары, сигнала, багажника, заднего седла, аккумуляторной батареи, подстав- ки деталей, не нужных для спортивного мотоцикла. Кроме того, максимально облегчаются щитки, колеса, рама, передняя вилка, однако в пределах сохранения их прочности и жесткости. Для облегчения иногда детали протачиваются и высверливаются, а иногда изготовляются из более легкого материала.
Помимо повышения скорости, облегчение мотоцикла способствует уменьшению усилия, необходимого для удерживания мотоцикла на повороте, так как при этом уменьшается центробежная сила. Особенно большое физическое усилие при заносе тяжелого мотоцикла на повороте затрачивает гонщик на ипподроме. На плохой кроссовой дороге спортсмену требуется прикладывать большие усилия, удерживая мотоцикл от падения, или вытаскивая застрявшую машину из грязи.
Не менее важным фактором, чем скорость, для спортивного мотоцикла является «приемистость», т. е. способность быстро набрать предельную скорость. Это необходимо для кроссов, где много препятствий, на ипподроме и на шоссейно-кольцевой трассе, где часто снижается скорость на поворотах. Это необходимо также и на рекордных заездах на короткие дистанции со стартом с места.
Следующее требование, предъявляемое к спортивным мотоциклам,— надежная и эффективно действующая тормозная система. Это требование особенно важно на шоссейно-кольцевой трассе. Однако и на кроссах тормоза не должны нагреваться при частом торможении. На мотоциклах, предназначенных для соревнования по ипподрому, тормоза вообще отсутствуют.
Немаловажным фактором для спортивных мотоциклов является его устойчивость на прямой и на поворотах. Хорошая устойчивость на прямолинейном отрезке пути при больших скоростях особенно важна для рекордных машин, а устойчивость мотоцикла на поворотах необходима и на шоссейно-кольцевой трассе, так как повороты в этих видах соревнований преодолеваются на большой скорости.
В первую очередь необходимо хорошо отбалансировать колеса, максимально понизить центр тяжести машины, ограничить ход телескопической передней вилки.
Следующим требованием является надежное и удобное управление и удобная гоночная посадка, не вызывающая лишнего напряжения гонщика. Неправильно установленные седло, подушка, руль или подножки могут вызвать сильное утомление спортсмена, который в напряженных условиях соревнования должен управлять мотоциклом иногда несколько часов.
Для лучшего управления на поворотах ипподрома на мотоциклах, предназначенных для этого вида соревнований, устанавливаются передние вилки с большим вылетом и широкие рули. Подножки крепятся на разной высоте, правая ниже. С правой стороны устанавливается специальный кронштейн, охватывающий бедро гонщика. В коробке передач сохраняются только две передачи, так как остальные не используются. Наконец с левой стороны убираются детали, которые могли бы мешать наклону мотоцикла влево.
Основным требованием, предъявляемым к кроссовым мотоциклам, является повышенная проходимость. Мотоцикл должен легко преодолевать крутые подъемы, песок, грязь, снег, брод и другие препятствия. Поэтому кроссовые мотоциклы должны быть оборудованы соответствующими покрышками, защищенными от воды карбюраторами, свечами и магнето. На мотоциклах для соревнований по ипподрому, где гаревое покрытие сильно затрудняет движение, на заднее колесо устанавливается специальная покрышка, а карбюратор и клапанный механизм защищаются от песка частой металлической сеткой.
В послевоенный период отечественной мотоциклетной промышленностью выпускаются все указанные выше типы мотоциклов, за исключением специальных машин для ипподрома.

на страницу вверх...

на главную...

Используются технологии uCoz