Глава 33

ШОССЕЙНЫЕ МОТОЦИКЛЫ

В классе до 125 см3 в настоящее время наибольшее распространение получил мотоцикл К-55С2 (рис. 285). Он отличается более мощным двигателем и устройством тормозов.


Рис. 285. Шоссейный мотоцикл К-55С2


Увеличение мощности двигателей мотоцикла К-55С2 достигнуто путем повышения степени сжатия до 8—12, изменения фаз газораспределения, улучшения охлаждения верхней части цилиндра и применения двух карбюраторов. Кроме установленной на двигателе головки цилиндров со степенью сжатия 8, завод прилагает к нему еще две головки со степенями сжатия 10 и 12. При степени сжатия 10 двигатель развивает мощность 8 л. с.
Зажигание в двигателе — от магнето.
В мотоцикле К-55С2 установлены усиленные тормозные барабаны, а на тормозные колодки наклепаны по две тормозных накладки с общей шириной 40 мм, что особенно необходимо для кольцевых шоссейных соревнований.
Мотоцикл имеет трубчатую раму с жесткой подвеской заднего колеса и телескопическую переднюю вилку со спаренными при помощи специальной соединительной планки перьями.
Емкость топливного бака увеличена на 7 л против дорожной модели. Вместо седла установлена подушка удлиненного типа.


Рис. 286. Шоссейный мотоцикл ИЖ-54С2


Мотоцикл ИЖ-54С2 в классе до 350 см3 изображен на рис. 286. Двигатель этого мотоцикла развивает мощность 20—22 л. с. при 4500—4600 об/мин и степени сжатия 10. Максимальная скорость мотоцикла на прямой — 130 км/час. Мотоцикл весит всего 100 кг, что для данного класса является очень малым весом.
Коробка передач имеет сближенные передачи, более выгодные для гонок на кольцевой трассе. Цепь передней передачи двухрядная. Емкость топливного бака 25 л.
Вместо обычного седла на заднем щитке установлена гоночная подушка. На пер днем колесе установлена шина размером 3,00—19 с кольцевым протектором, а на заднем — 3,25—19. Рычаг переключения передач изогнут назад.
В классе мотоциклов до 750 см3 с успехом выступают мотоциклы «Урал» (М-77) (рис. 287). По своему внешнему виду мотоциклы М-77 отличаются необычайной формой топливного бака, на котором, кроме вогнутостей для колен, имеются боковые полки-желоба для локтей водителя, а передняя часть бака продолжается и образует площадку для переднего номера.

Мощность двигателя М-77—48—50 л. с. при 5900 об/мин. Вес мотоцикла-одиночки — 180 кг, вес коляски — 46 кг.
Мотоцикл развивает максимальную скорость 180 км/час. В коробке передач сближены передачи. На передней крышке картера коробки передач установлен сапун.
Усилие на колодки переднего тормоза передается с помощью двух разжимных кулачков, действующих самостоятельно на каждую колодку. При этом под влиянием сил трения колодки заклиниваются. Основными преимуществами такой системы являются увеличенный тормозной момент и равномерный износ тормозных накладок Тормозные колодки переднего колеса расширены на 40% по сравнению с колодками М-72.
Для охлаждения тормозной барабан снабжен кольцевыми ребрами. Кроме того, в крышке переднего тормозного барабана имеется


Рис. 287. Шоссейный мотоцикл М-77 с коляской


отверстие, через которое встречный воздух врывается в тормозной барабан и охлаждает его и колодки. Для выхода воздуха из барабана также предусмотрены отверстия. Задний тормоз внутренней вентиляции не имеет и охлаждается только кольцевыми ребрами. Управляется он одним кулачком. Рукоятка управления дросселем катушечного типа.
Мотоцикл М-52С в классе до 500 см3 (рис. 288) имеет мощность двигателя значительно выше по сравнению с дорожной моделью М-52 и при прямоточных карбюраторах К-93 достигает 35—37 л. с. при 6200—6400 об/мин вместо 26,5 л. с. у двигателя М-52. Коробка передач имеет сближенные передачи. Топливный бак и седло имеют такую же форму, как и у мотоцикла М-77. На выпускных трубах установлены раструбы. За счет применения дюралюминиевых труб измененного сечения вес спортивной коляски уменьшен более чем на 25 кг по сравнению с мотоциклом М-77 и весит всего 36,5 кг.
Мотоцикл развивает скорость свыше 145 км/час. Он имеет трубчатую раму с пружинной подвеской свечного типа, но по специальному заказу потребителя завод устанавливает на мотоцикл подвези ску маятникового типа с легкосъемными гидравлическими амортизаторами.
Для кольцевых гонок промышленность выпустила специальные гоночные мотоциклы трех моделей. В классе до 125 см3 С-154,


Рис. 288. Шоссейный мотоцикл М-52С


в классе до 250 см3 С-254 (рис. 289) и в классе до 350 см3— С-354 (рис. 290). На всех трех мотоциклах установлены четырехтактные двигатели, у первого — одноцилиндровый, а на остальных двухцилиндровые. Передаточные отношения в коробках передач подоб-


Рис. 289. Гоночный мотоцикл С-254


раны так, чтобы обеспечить мотоциклу быстрый разгон, особенно необходимый на кольцевых гонках. Для этой же цели на мотоцикле С-254 коробка передач имеет пять ступеней, что нельзя встретить на других мотоциклах.
На мотоцикле С-254 установлена оригинальная рычажная передняя вилка с длинными рычагами. Рычаги связаны между собой поперечной трубой, обеспечивающей параллельное перемещение оси колеса относительно оси качания рычагов. Форма вилки имеет большую жесткость, чем перья телескопической вилки.Рычажная вилка имеет ряд преимуществ перед телескопической. Во-первых, она повышает устойчивость мотоцикла во время его движения, во-вторых, меньше изнашивается и, в третьих, имеет меньшие потери на трение.
Подрессоривание передней подвески осуществляется цилиндрическими пружинами, заключенными в кожуха гидравлических лег-


Рис. 290. Гоночный мотоцикл С-354


косъемных амортизаторов. Привод тормозов двухкулачковый. На всех мотоциклах установлено седло специальной формы, на котором удобно изменять посадку во время гонок. На мотоцикле С-354 установлены уменьшенные колеса размером 16".
Все мотоциклы имеют переднюю шестеренчатую передачу и заднюю цепную.


на страницу вверх...

на главную...

Используются технологии uCoz