Глава 35
Рекордные мотоциклы
Типы мотоциклов
Мотоциклы для установления рекордов скорости изготовляются обычно в единичных
экземплярах и отличаются сложностью конструкции.
Рекордные мотоциклы С1Б, С2Б, СЗВ.ГК-1 и М-35К, выпущенные мотоциклетной
промышленностью в послевоенные годы, были предназначены для побития всесоюзных
рекордов скорости на различных дистанциях и в различных классах. Для этих
же целей отдельные гонщики создали мотоциклы «Комета»-2, «Комета»-3, Н-100,
ЭКЗ-1 и М-75 СКО.
Параметры этих мотоциклов резко отличаются от дорожных.
Двигатели этих мотоциклов имеют нагнетатели и развивают очень высокую
мощность, достигающую 200 л. с. на 1 л рабочего объема. Привод нагнетателя
большей частью осуществляется от коленчатого вала при помощи цепи или
цилиндрических шестеренВо избежание аварии нагнетателя, возможной при
резкой остановке двигателя, а также заклинивания деталей двигателя при
поломке нагнетателя часто в конструкцию привода включают фрикционную муфту,
которая может обеспечивать пробуксовку.
Ввиду того что на высоких скоростях движения сопротивление воздуха очень
сильно возрастает, рекордные мотоциклы в настоящее время, как правило,
строятся с обтекателями, уменьшающими сопротивление воздуха.
Интересны модели рекордных мотоциклов С-2Б и С-ЗВ, созданные ЦКБ мотоциклостроения.
Двигатели их двухцилиндровые, двухтактные, с прямоточной продувкой, с
двумя поршнями в каждом цилиндре и с двумя коленчатыми валами. Но цилиндры
расположены под углом 26° в форме буквы «Л».
Это позволило ликвидировать набор цилиндрических шестерен и соединить
коленчатые валы непосредственным зацеплением зубьев, нарезанных на щеках
коленчатых валов; это позволило также в месте перегиба цилиндров сделать
съемную охлаждаемую голов-
«У-
На двигателях установлены объемные нагнетатели с одним эксцентрично вращающимся
ротором. Привод нагнетателя осуществлен посредством цепной передачи от
коленчатого вала и фрикционной муфты сцепления.
Фрикционная муфта на этих двигателях так же, как и любая муфта сцепления,
состоит из ведущих и ведомых деталей, сжатых между собой силой пружин,
причем крутящий момент передается от ведущих дисков к ведомым благодаря
силе трения, возникающей на поверхностях дисков.
При резком или внезапном повышении давления в нагнетательной системе может
произойти авария нагнетателя вследствие возникновения обратной вспышки.
Для того чтобы предохранить двигатель от аварии, в нагнетательной системе
устроен предохранительный клапан, который при чрезмерно высоком давлении
открывается и соединяет ресивер с атмосферой.
Предохранительный клапан установлен внизу картера двигателя. Модели отличаются
друг от друга только объемом цилиндров. У С-2Б диаметр цилиндра 33,5 мм,
а объем цилиндров 250 см3; у СЗВ при том же ходе поршня — 39,5 мм, рабочий
объем цилиндров 350 см3. Охлаждение водяное, термосифонное. В 1951 г.
на мотоцикле С-ЗВ удалось развить скорость 190,5 км/час.
Конструкция мотоцикла С1Б такая же, как и у С2Б, но двигатель не двухцилиндровый,
а одноцилиндровый. Так как размерность поршней и цилиндров сохранена та
же, рабочий объем цилиндра, естественно, уменьшился вдвое и составлял
125 см3.
Двигатель с Л-образным цилиндром является наиболее современной формой
двухтактного двигателя с прямоточной продувкой.
Хорошие результаты показаны на рекордном мотоцикле Н-100, построенном
заслуженным мастером спорта А. Новиковым. Двигатель этого мотоцикла также
двухтактный с рабочим объемом 100 см3, с двумя поршнями в одном цилиндре.
Но цилиндры согнуты в виде буквы «П».
В этом двигателе только один коленчатый вал, а с главным шатуном связан
прицепной шатун. Оба шатуна надеваются на одну и ту же цапфу коленчатого
вала.
Отсутствие второго коленчатого вала, естественно, упрощает конструкцию
двигателя, однако ухудшает уравновешенность возвратно-поступательно движущихся
масс и еще более отклоняет поток рабочей смеси и отработавших газов от
прямолинейного, так как цилиндр имеет резко выраженный перегиб под углом
180°.
Двигатель снабжен объемным лопаточным нагнетателем с одним ротором. Мотоцикл
закрыт дюралевым обтекателем, в котором сделаны ниши для ног водителя.
Хотя рабочий объем двигателя всего 100 см3, А. Новиков в 1956 г. развил
на этом мотоцикле скорость свыше 172 км/час.
Помимо мотоциклов с двухтактными двигателями, в послевоенный период были
созданы также рекордные мотоциклы с четырехтактными двигателями. В первую
очередь необходимо указать на мотоцикл «Комета»-2, построенный заслуженным
мастером спорта Н. Шумилкиным.
Двигатель этого мотоцикла с двумя оппозитно расположенными горизонтальными
цилиндрами (по типу М-52) имеет рабочий объем 500 см3. Цилиндры отлиты
из алюминиевого сплава с запрессованными чугунными гильзами. Цилиндры
прикреплены к картеру совместно с головками цилиндров длинными сквозными
шпильками. Смазка двигателя циркуляционная с отдельным масляным баком
емкостью 3,5л. Газораспределение осуществляется верхними клапанами, приводимыми
с помощью штанг и нижнего распределительного вала. Выпускные клапаны имеют
интенсивное охлаждение.
Подачу горючей смеси в цилиндры производит объемный нагнетатель с одним
ротором и лопатками. Нагнетатель приводится в действие от переднего конца
коленчатого вала.
В течение 1948—1952 годов на этом мотоцикле Н. Шумилкин четырнадцать раз
улучшал таблицу всесоюзных рекордов, повысив абсолютный рекорд до 211,8
км/час. В дальнейшем он выступал на этом мотоцикле с коляской и в 1954
г. установил новый абсолютный рекорд скорости 225,2 км/час, не побитый
до сего времени.
Этот рекорд был завоеван в упорной борьбе с мастерами спорта Э. Кулаковым,
Э. Эрманисом и Ю. Степановым, выступавшими на мотоциклах с колясками М-35К,
ЭКЗ-1, М-75 СКО. Все эти мотоциклы имеют четырехтактный двухцилиндровый
двигатель с оппо-зитным расположением цилиндров. Однако рабочий объем
у них различный; у первого — 350 см3, второго — 500 см3 и третьего — 750
см'. Газораспределение у всех двигателей верхнеклапанное, штанговое, с
нижним распределительным валиком. Смазка циркуляционная, с отдельным масляным
баком. Задняя передача — с помощью карданного вала. Передняя вилка — телескопическая.
Мотоциклы закрыты обтекателями.
На всех двигателях установлены объемные нагнетатели.
На мотоцикле М-35К привод нагнетателя осуществлен непосредственно от переднего
конца коленчатого вала при помощи внутреннего зацепления ведущей шестерни
коленчатого вала с ведущим диском сцепления нагнетателя. Муфта сцепления
состоит из одного
Рис. 291. Рекордный мотоцикл ЭКЭ-1 мастера спорта Э.
Эрманиса
ведущего, одного ведомого и одного нажимного дисков сцепления, шести пружин,
шлицевой втулки и шести винтов.
Привод М-35К по своей конструкции прост, однако в нем возможны пробуксовки.
На мотоцикле ЭКЭ-1 привод нагнетателя, установленного за дги-гателем над
коробкой передач, осуществляется от переднего конца коленчатого вала.
Коленчатый вал с помощью цепи вращает параллельно расположенный специальный
валик, на котором установлена коническая шестерня. Она входит в зацепление
со второй конической шестерней, закрепленной на оси ротора нагнетателя.
В случае необходимости изменить передаточное отношение привода нагнетателя
необходимо заменить цепную шестерню на приводном валике.
В 1953 г. мастер спорта Э. Кулаков на мотоцикле М-35К развил скорость
Рис. 292. Рекордный мотоцикл «Комета»-3
заслуженного мастера спорта Н. Шумилкина
191 км/час и побил абсолютный рекорд в категории мотоциклов с коляской,
ранее принадлежавший Н. Шумилкину. В следующем, 1954 г. мастер спорта
Э. Эрманис на мотоцикле ЭК.-500 (рис. 291) прошел дистанцию 5 км со средней
скоростью 207,7 км/час, затем заслуженный мастер спорта Ю. Соколов на
мотоцикле М-75СКОна той же дистанции показал скорость 216 км/час и, наконец,
Н. Шумилкин вернул себе абсолютный рекорд, пройдя дистанцию 5 км со средней
скоростью 225,2 км/час. Этот рекорд является абсолютным не только для
мотоциклов с колясками, но и для одиночек.
В 1954 г. Н. Шумилкин модернизировал свой мотоцикл, назвав его «Комета»-3
(рис. 292). Этот мотоцикл закрыт обтекателем, имеющим длинный киль. Боковое
колесо установлено на резиновых амортизаторах с рычажными гасителями колебаний
и закрыто отдельным обтекателем. На этом мотоцикле в 1958 г. Н. Шумилкин
установил новый рекорд на дистанции 1 км с места, пройдя эту дистанцию
со скоростью 138,4 км/час.
|