Глава 35

Рекордные мотоциклы

Типы мотоциклов


Мотоциклы для установления рекордов скорости изготовляются обычно в единичных экземплярах и отличаются сложностью конструкции.
Рекордные мотоциклы С1Б, С2Б, СЗВ.ГК-1 и М-35К, выпущенные мотоциклетной промышленностью в послевоенные годы, были предназначены для побития всесоюзных рекордов скорости на различных дистанциях и в различных классах. Для этих же целей отдельные гонщики создали мотоциклы «Комета»-2, «Комета»-3, Н-100, ЭКЗ-1 и М-75 СКО.
Параметры этих мотоциклов резко отличаются от дорожных.
Двигатели этих мотоциклов имеют нагнетатели и развивают очень высокую мощность, достигающую 200 л. с. на 1 л рабочего объема. Привод нагнетателя большей частью осуществляется от коленчатого вала при помощи цепи или цилиндрических шестеренВо избежание аварии нагнетателя, возможной при резкой остановке двигателя, а также заклинивания деталей двигателя при поломке нагнетателя часто в конструкцию привода включают фрикционную муфту, которая может обеспечивать пробуксовку.
Ввиду того что на высоких скоростях движения сопротивление воздуха очень сильно возрастает, рекордные мотоциклы в настоящее время, как правило, строятся с обтекателями, уменьшающими сопротивление воздуха.
Интересны модели рекордных мотоциклов С-2Б и С-ЗВ, созданные ЦКБ мотоциклостроения. Двигатели их двухцилиндровые, двухтактные, с прямоточной продувкой, с двумя поршнями в каждом цилиндре и с двумя коленчатыми валами. Но цилиндры расположены под углом 26° в форме буквы «Л».
Это позволило ликвидировать набор цилиндрических шестерен и соединить коленчатые валы непосредственным зацеплением зубьев, нарезанных на щеках коленчатых валов; это позволило также в месте перегиба цилиндров сделать съемную охлаждаемую голов-
«У-
На двигателях установлены объемные нагнетатели с одним эксцентрично вращающимся ротором. Привод нагнетателя осуществлен посредством цепной передачи от коленчатого вала и фрикционной муфты сцепления.
Фрикционная муфта на этих двигателях так же, как и любая муфта сцепления, состоит из ведущих и ведомых деталей, сжатых между собой силой пружин, причем крутящий момент передается от ведущих дисков к ведомым благодаря силе трения, возникающей на поверхностях дисков.
При резком или внезапном повышении давления в нагнетательной системе может произойти авария нагнетателя вследствие возникновения обратной вспышки. Для того чтобы предохранить двигатель от аварии, в нагнетательной системе устроен предохранительный клапан, который при чрезмерно высоком давлении открывается и соединяет ресивер с атмосферой.
Предохранительный клапан установлен внизу картера двигателя. Модели отличаются друг от друга только объемом цилиндров. У С-2Б диаметр цилиндра 33,5 мм, а объем цилиндров 250 см3; у СЗВ при том же ходе поршня — 39,5 мм, рабочий объем цилиндров 350 см3. Охлаждение водяное, термосифонное. В 1951 г. на мотоцикле С-ЗВ удалось развить скорость 190,5 км/час.
Конструкция мотоцикла С1Б такая же, как и у С2Б, но двигатель не двухцилиндровый, а одноцилиндровый. Так как размерность поршней и цилиндров сохранена та же, рабочий объем цилиндра, естественно, уменьшился вдвое и составлял 125 см3.
Двигатель с Л-образным цилиндром является наиболее современной формой двухтактного двигателя с прямоточной продувкой.
Хорошие результаты показаны на рекордном мотоцикле Н-100, построенном заслуженным мастером спорта А. Новиковым. Двигатель этого мотоцикла также двухтактный с рабочим объемом 100 см3, с двумя поршнями в одном цилиндре. Но цилиндры согнуты в виде буквы «П».
В этом двигателе только один коленчатый вал, а с главным шатуном связан прицепной шатун. Оба шатуна надеваются на одну и ту же цапфу коленчатого вала.
Отсутствие второго коленчатого вала, естественно, упрощает конструкцию двигателя, однако ухудшает уравновешенность возвратно-поступательно движущихся масс и еще более отклоняет поток рабочей смеси и отработавших газов от прямолинейного, так как цилиндр имеет резко выраженный перегиб под углом 180°.
Двигатель снабжен объемным лопаточным нагнетателем с одним ротором. Мотоцикл закрыт дюралевым обтекателем, в котором сделаны ниши для ног водителя. Хотя рабочий объем двигателя всего 100 см3, А. Новиков в 1956 г. развил на этом мотоцикле скорость свыше 172 км/час.
Помимо мотоциклов с двухтактными двигателями, в послевоенный период были созданы также рекордные мотоциклы с четырехтактными двигателями. В первую очередь необходимо указать на мотоцикл «Комета»-2, построенный заслуженным мастером спорта Н. Шумилкиным.
Двигатель этого мотоцикла с двумя оппозитно расположенными горизонтальными цилиндрами (по типу М-52) имеет рабочий объем 500 см3. Цилиндры отлиты из алюминиевого сплава с запрессованными чугунными гильзами. Цилиндры прикреплены к картеру совместно с головками цилиндров длинными сквозными шпильками. Смазка двигателя циркуляционная с отдельным масляным баком емкостью 3,5л. Газораспределение осуществляется верхними клапанами, приводимыми с помощью штанг и нижнего распределительного вала. Выпускные клапаны имеют интенсивное охлаждение.
Подачу горючей смеси в цилиндры производит объемный нагнетатель с одним ротором и лопатками. Нагнетатель приводится в действие от переднего конца коленчатого вала.
В течение 1948—1952 годов на этом мотоцикле Н. Шумилкин четырнадцать раз улучшал таблицу всесоюзных рекордов, повысив абсолютный рекорд до 211,8 км/час. В дальнейшем он выступал на этом мотоцикле с коляской и в 1954 г. установил новый абсолютный рекорд скорости 225,2 км/час, не побитый до сего времени.
Этот рекорд был завоеван в упорной борьбе с мастерами спорта Э. Кулаковым, Э. Эрманисом и Ю. Степановым, выступавшими на мотоциклах с колясками М-35К, ЭКЗ-1, М-75 СКО. Все эти мотоциклы имеют четырехтактный двухцилиндровый двигатель с оппо-зитным расположением цилиндров. Однако рабочий объем у них различный; у первого — 350 см3, второго — 500 см3 и третьего — 750 см'. Газораспределение у всех двигателей верхнеклапанное, штанговое, с нижним распределительным валиком. Смазка циркуляционная, с отдельным масляным баком. Задняя передача — с помощью карданного вала. Передняя вилка — телескопическая. Мотоциклы закрыты обтекателями.

На всех двигателях установлены объемные нагнетатели.
На мотоцикле М-35К привод нагнетателя осуществлен непосредственно от переднего конца коленчатого вала при помощи внутреннего зацепления ведущей шестерни коленчатого вала с ведущим диском сцепления нагнетателя. Муфта сцепления состоит из одного

Рис. 291. Рекордный мотоцикл ЭКЭ-1 мастера спорта Э. Эрманиса


ведущего, одного ведомого и одного нажимного дисков сцепления, шести пружин, шлицевой втулки и шести винтов.
Привод М-35К по своей конструкции прост, однако в нем возможны пробуксовки.
На мотоцикле ЭКЭ-1 привод нагнетателя, установленного за дги-гателем над коробкой передач, осуществляется от переднего конца коленчатого вала. Коленчатый вал с помощью цепи вращает параллельно расположенный специальный валик, на котором установлена коническая шестерня. Она входит в зацепление со второй конической шестерней, закрепленной на оси ротора нагнетателя. В случае необходимости изменить передаточное отношение привода нагнетателя необходимо заменить цепную шестерню на приводном валике.
В 1953 г. мастер спорта Э. Кулаков на мотоцикле М-35К развил скорость


Рис. 292. Рекордный мотоцикл «Комета»-3
заслуженного мастера спорта Н. Шумилкина

191 км/час и побил абсолютный рекорд в категории мотоциклов с коляской, ранее принадлежавший Н. Шумилкину. В следующем, 1954 г. мастер спорта Э. Эрманис на мотоцикле ЭК.-500 (рис. 291) прошел дистанцию 5 км со средней скоростью 207,7 км/час, затем заслуженный мастер спорта Ю. Соколов на мотоцикле М-75СКОна той же дистанции показал скорость 216 км/час и, наконец, Н. Шумилкин вернул себе абсолютный рекорд, пройдя дистанцию 5 км со средней скоростью 225,2 км/час. Этот рекорд является абсолютным не только для мотоциклов с колясками, но и для одиночек.
В 1954 г. Н. Шумилкин модернизировал свой мотоцикл, назвав его «Комета»-3 (рис. 292). Этот мотоцикл закрыт обтекателем, имеющим длинный киль. Боковое колесо установлено на резиновых амортизаторах с рычажными гасителями колебаний и закрыто отдельным обтекателем. На этом мотоцикле в 1958 г. Н. Шумилкин установил новый рекорд на дистанции 1 км с места, пройдя эту дистанцию со скоростью 138,4 км/час.


на страницу вверх...

на главную...

Используются технологии uCoz