АРИЯ является, пожалуй, самой известной
и популярной российской командой, играющей в стиле хэвиметалл. Коллектив
возник в 1984 году на базе ВИА ПОЮЩИЕ СЕРДЦА под руководством Виктора
Векштейна. Ранее через ансамбль прошло множество известных музыкантов,
таких, как Николай Носков, Сергей Потемкин и Александр Мясников. В первый
состав группы вошли гитарист Владимир Холстинин (ЭКС-ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ,
АЛЬФА), басист Александр Грановский (экс-СМЕЩЕНИЕ, АЛЬФА), вокалист
Валерий Кипелов (экс-ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ), клавишник Кирилл Покровский (экс-НАУТИЛУС),
а также двое барабанщиков - Игорь Молчанов и Александр Львов. Чуть позже
к коллективу присоединяется второй гитарист Андрей Большаков (экс-ЗИГЗАГ,
КОКТЕЙЛЬ), а Львов уходит, чтобы позже появиться в ПАРКЕ ГОРЬКОГО. К
осени 1985 года группа записывает дебютный магнитоальбом "Мания
Величия", разошедшийся по стране с невероятным успехом и включающий
в себя такие хиты, как "Тореро" (на слова Маргариты Пушкиной),
"Волонтер" (на слова Александра Елина) и "Мечты"
(на слова Александра Елина). Годом позже выходит вторая фонограмма "С
кем ты?", отличающаяся от первой более плотным и жестким звучанием.
Автором большинства лирики вновь был Александр Елин, что предопределило
ее политизированность и "плакатность" ("Воля и разум".
"Встань, страх преодолей", "С кем ты?"). Маргарита
Пушкина внесла свой вклад балладой "Без тебя". Дав ряд аншлаговых
концертов в УСЗ "Дружба", АРИЯ в начале 1987 года раскалывается
на две формации. Большаков, Грановский, Молчанов и Покровский, желая
играть более жесткую музыку и не видя смысла терпеть далее "художественное
руководство" Векштейна, создают МАСТЕР. Оставшиеся Холстинин и
Кипелов продолжают играть под старой вывеской и приглашают к себе басиста
Виталия Дубинина (экс-ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ, АЛЬФА), гитариста Сергея Маврина
(экс-ЧЕРНЫЙ КОФЕ, МЕТАЛЛАККОРД) и барабанщика Максима Удалова (экс-ЧЕРНЫЙ
КОФЕ, МЕТАЛЛАККОРД). В таком виде записывается третья фонограмма "На
службе силы зла" (1987), позже переименованная в "Герой асфальта"
и именно под таким названием годом позже выпущенная на виниле фирмой
"Мелодия" (по техническим причинам в конечный результат не
попала песня "Дай руку мне"). На этот раз за тексты полностью
отвечала Маргарита Пушкина, и колоссальный успех диска - во многом ее
заслуга.
В сентябре 1988 года опять-таки из-за разногласий с "художественным
руководством" АРИЮ покидает Максим Удалов, позже всплывший в ВАЛЬКИРИИ
На его место берут Александра Манякина (экс- КИНЕМАТОГРАФ). А двумя
месяцами позже музыканты единодушно принимают решение порвать отношения
Векштейном. Несмотря на то, что сейчас в года записывается альбом "Игра
с огнем" который, по замыслу автора лирики Маргариты Пушкиной,
должен был стать концептуальным произведением. Однако при подготовке
пластина "Мелодии" удалили с обложки текст о кознях дьявола,
и в полноценном виде диск был издан лишь несколько лет спустя в виде
CD. В 1990 году Дубинин и Маврин уезжают работать по контракту в Германию
(на их мест приглашают гитариста Дмитрия Горбатикова (экс-КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ)
и басиста Алексея Булкина (экс-РАУНД)), но вскоре возвращаются, разочаровавшись
в прелестях работы в аккомпанирующем составе. В 1991 году создается
диск "Кровь за кровь", стараниями все той же Пушкиной выдержанный
полностью в мистическом духе. Тексты некоторых песен ("Антихрист")
дают возможность некоторым христианским активистам, не понимающим общей
концепции произведений, обвинить команду в сатанизме, что, впрочем,
только прибавляет ей популярности. Компания "Moroz Records"
переиздает все альбомы АРИИ (включая два дебютных) на CD. В 1994 году
АРИЯ приступает к записи диска "Ночь короче дня". Одновременно
вокалист Валерий Кипелов проводит клубное совместное турне с МАСТЕРОМ.
Недовольные параллельной деятельностью певца, Холстинин и Дубинин, ставшие
к тому времени негласными лидерами АРИИ, начинают прослушивать других
вокалистов, и, протестуя против такого поворота дел, группу покидает
друг Валерия Сергей Маврин. Его заменяют на известного сессионного гитариста
Сергея Терентьева, а в качестве певца приглашается Алексей Булгаков
из ЛЕГИОНА. Вокал последнего мог открыть перед командой новые возможности
(о чем говорят сохранившиеся в виде бутлегов наброски нескольких композиций
с голосом Алексея). Однако записывающая компания поставила перед музыкантами
условие - диск должен выйти только с вокалом Кипелова и никого Другого.
Валерий возвращается в коллектив и заканчивает начатую ранее работу.
Это не мешает ему по-прежнему заниматься другими проектами, наиболее
интересным из которых стал НАЗАД В БУДУЩЕЕ с Сергеем Мавриным и клавишником
Геннадием Матвеевым, давшим зимой 1995 года серию клубных концертов
и исполнявшим кавер-версии известных западных групп (SLADE, CREEDENCE
, NAZARETH) По результатам грандиозного турне в 1996 году издается двойной
концертник, после которого музыканты берут небольшой перерыв для занятия
сольными проектами - Кипелов с Маврин записывают альбом "Смутное
время", а Холстинин" Дубининым (при помощи Манякина) создаю!
акустический проект АваРИЯ, выпустивши! одноименный CD, на котором известные
"арийские вещи и пара новых предстали в необычных версиях с вокалом
Виталия.
В 1998 году выходит альбом "Генератор зла" на котором музыканты
решили поэкспериментировать со стилистикой, сделав звучание некоторых
песен более мрачным и тяжелым. Нельзя сказать, что эксперимент
получился удачным, однако АРИЯ находилась на таком уровне популярности,
что это никак не могло сказаться на ее успехе. Для мини-альбома "Tribute
To Harley Davidson" специально записываются русские варианты композиций
"Return Of The Warlord" MANOWAR (в русской версии - "Пробил
час") и "Going To The Run' GOLDEN EARRING (в русской версии
- "Беспечный ангел"). В конце 1999 года издается диск "2000
и одна ночь" с записанными "вживую" в студии перепевками
классических баллад (плюс две новые вещи). При подготовке материала
к диску "Химера" (2001) АРИЯ вновь начинает сотрудничать с
вернувшимся из Израиля Александром Елиным. В результате материал пластинки
был "поделен" в равных пропорциях между ним и Пушкиной. Несомненным
успехом диска стала баллада "Штиль", записанная также в дуэте
с Удо Диркшнейдером (экс-АССЕРТ, U.D.O.). В начале 2002 года во время
турне, часть которого проходило с участием симфонического оркестра,
в АРИИ происходит серьезный конфликт, связанный в том числе с финансовыми
аспектами, и расколовший команду на две половины. Кипелов, Терентьев
и Манякин заявляют о своем решении уйти после 31 августа, когда истечет
срок контракта между ними и менеджментом. В эту дату АРИЯ дала прощальный
аншлаговый концерт в Лужниках под названием "Судный день",
который вскоре должен быть издан на видео и DVD.
Отколовшееся трио сформировало проект КИПЕЛОВ с гитаристом Сергеем Мавриным
и басистом Алексеем Харьковым из сольного проекта Маврина. Формация
провела в конце 2002 года аншлаговые концерты, исполняя материал со
"Смутного времени", а также классические "арийские"
хиты. На начало 2003 года намечена запись альбома. По неофициальным
слухам пока еще не вполне ясно относительно дальнейшего участия в проекте
Сергея Терентьева, который заявлял о своем желании возобновить студийную
сессионную деятельность.
Холстинин с Дубининым репетируют с вокалистом Андреем Храмовым из пауэр-металлической
формации THE ARROW, но затем певцом становится Артур «Беркут» Михеев
(экс-АВТОГРАФ, CUTTHROAT Lane T.S.A.R., МАСТЕР, Сергей Маврин). На должность
второго гитариста берут Сергея Попова (экс-МАСТЕР а за барабанную установку
садится бывший «арииц» Максим Удалое. Первоначально проект ищется ХИМЕРА,
но затем удается достичь договоренности о сохранении названия АРИЯ.
Осенью 2002 года выходит сборник редкостей "Штиль", а чуть
позже - мини-альбом "Колизей", на котором представлена абсолютно
новая титульная вещь на слова Елина с вокалом Беркута. Помимо этого,
на сингле фигурируют симфо-инструментальная версия «Антихриста» и перепевка
"Обмана" с тем же Беркутом. Концертная презентация обновленной
АРИИ в Твери 7 декабря, а чуть позже в московском клубе "Б2"
и на фестивале "Пятница, 13-е" показала, что ветеранов российского
хэви металл еще рано списывать со счетов, и они полны решимости "дать
жару".
дискография:
«Мания Величия» (1985, м/а; 1994, "Moroz Records", CD, MC).
«С кем ты?» (1986, м/а; 1994, "Moroz Records", CD, MC}.
«Герой асфальта» (1987, м/и: 1988, "Мелодия", LP; 1994, "Moroz
Records", CD, MC),
«Игра с огнем» (1989, "Мелодия", LP; 1994, "Moroz Records",
CD, MC),
«Кровь за кровь» (1991, "Sintez Records", LP: 1994,
«Moroz Records», CD, MC),
«Ночь короче дня» (1995, "Moroz Records", CD, MC);
«Легенды Русского Рока»: Группа АРИЯ" (1996, "Moroz Records",
CD, MC), «Сделано в России» (Live) (1996, "Moroz Records", 2CD,
2MC),
«Генератор Зла» (1998, "Moroz Records", CD, MC),
«Tribute ToHartey-Davidson"(1998, "Hailey Davidson Russia",
CD-single),
«2000 и одна ночь» (1999, "Classic Company", CD, MC), "Химера"
(2001, "Classic Company", CD, MC),
«Tribute To Hartey-Davidson II" (2001, "Harley Davidson Russia",
CD-single),
«Штиль» (2002, "Moroz Records", CD),
«Колизей» (2002, "Арин Рекорде", CD-single).
Сольные проекты:
КМ (КИПЕПОВ-МАВРИН) «Смутное время» (1997 «Mоroz Records", CD, MC),
АВАРИЯ "АваРИЯ" (1997, "Moroz Records', CD, МC)
Данные взяты из энциклопедии Русский Рок (Александр Трофимов
издательство) 2003г.
|